ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ  РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых   ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов  и административных помещений. Соответственно  они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного  оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению  учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное  и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание  учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

–  переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

–  формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

 – формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами  учебного оборудования являются:

 – книгопечатная продукция;

 –  печатные пособия;

 – экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

 –  технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

–  учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

–  натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например,  музыкальные инструменты («Музыка»),  комплект таблиц (плакаты) по  безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного  оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»). 

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

–  модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

–  модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

В условиях малочисленной школы потребности  класс-комплекта учитываются исходя из количества указанных средств и объектов материально-технического обеспечения.

Его основу составляет выпускаемое отечественными и зарубежными производителями учебное оборудование. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено разработке нового поколения средств обучения, учитывающих современные тенденции в технике и технологиях. Особый интерес разработчиками должен быть проявлен к нанотехнологиям, процессорной технике и робототехнике.

В практике работы школ по обеспечению  образовательного процесса  средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом  учителями, учащимися и их  родителями. К таким объектам могут быть отнесены  иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Определение Перечня  учебного оборудования создает основу для решения вопроса об оснащении учебных помещений начальной школы. Вместе с тем Перечень не исчерпывает всего оснащения этих помещений, которое включает в себя иные компоненты, в том числе специализированную учебную мебель, оборудование рабочего места учителя. В учебном помещении также должны быть созданы технические условия для  использования информационно-коммуникационных средств обучения.

Основные требования к классной комнате (кабинету) и его оснащение

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении, которое, как правило,  закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Вместе с тем существует и возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Так, занятия музыкой могут проходить  в кабинете  музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей, занятия по труду –   в общешкольном кабинете технологии, занятия физкультурой – в спортивном зале школы (в последнем случае лучшим вариантом был  бы малый спортивный зал для учащихся начальной школы).

Независимо от вида учебного помещения его оснащение должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

 


 

Справка

о материально-техническом обеспечении реализации

основной образовательной программы начального общего образования

Виды образовательных

ресурсов

Характеристика требований

Средства ИКТ

Учебный процесс в начальной школе  обеспечен современной компьютерной техникой, включающей аппаратные средства (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.) и программное обеспечение (операционная система Windows XP/Windows Vista, MS Offiсe 2003, XP, 2007).

Современные средства ИКТ  обеспечивают :

- доступ к ресурсам глобальной (сеть Интернет) и внутренней локальной сети;

- возможность интерактивной образовательной деятельности;

- демонстрацию учебного содержания.

Количество компьютерной техники  отвечает требованиям целесообразности и готовности педагогов и школьников к её использованию.

Цифровые образовательные ресурсы

Учебный процесс в начальной школе  обеспечен цифровыми образовательными ресурсами, включающими  электронные учебники и тренажёры по предметам, поисковые системы и средства поиска в сети Интернет, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы. Цифровые образовательные источники могут заменять печатные наглядные демонстрационные материалы (плакаты, таблицы и схемы).

Цифровые образовательные ресурсы  выполняют функции:

- информационных источников;

- инструментов поиска необходимой информации;

- средств организации учебного процесса.

Количество и перечень цифровых образовательных ресурсов  отвечает требованиям необходимости и достаточности.

Учебно-методическая литература

Учебный процесс в начальной школе  обеспечен современной учебно-методической литературой, включающей необходимое методическое обеспечение для учителя (нормативно-правовая документация, программа УМК, методические рекомендации для учителя и т.п.), учебники нового поколения для школьников, справочники, словари и хрестоматии, художественную литературу для детей. Учебно-методические комплекты  состоят из учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе начальной школы на текущий учебный год.

Учебно-методическая литература  обеспечивает:

- освоение предметного содержания;

- организацию учебной деятельности младших школьников;

- развитие творческих способностей учащихся.

Количество учебно-методической литературы  отвечает требованиям комплектности, достаточности (1 учебник для 1 ученика, 1 справочник на 5 – 6 человек) и обновляемости (1 раз в 5 лет).

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Учебный процесс в начальной школе  обеспечен современным учебным и лабораторным оборудованием, включающим наглядное оборудование (карты, схемы, таблицы), натуральные объекты, приборы, муляжи, инструменты и т.п. Учебно-практическое оборудование включает как универсальные средства, которые можно использовать для организации образовательного процесса на любом предмете, так и специфические объекты, которые можно использовать только на данном предмете  - музыкальные предметы для уроков музыки, физкультурное оборудование – для уроков физкультуры, средства живописи и лепки – для уроков изобразительного искусства и пр. 

Учебно-практическое и лабораторное оборудование  обеспечивает:

- наглядность образовательного процесса;

- разнообразие видов деятельности младших школьников;

- возможность выполнения учащимися опытов и практических работ.

Количество и качество учебно-практического и лабораторного оборудования  соответствует требованию организации самостоятельного или группового учебного исследования, возрастным возможностям младших школьников.

Экранно-звуковые средства

Учебный процесс в начальной школе  обеспечен современными экранно-звуковыми средствами, позволяющими осуществлять презентацию аудиозаписей, видеофильмов, слайдов.

Экранно-звуковые средства  обеспечивают:

- художественное воспроизведение изучаемых произведений;

- демонстрации, изучаемого содержания.

Количество экранно-звуковых средств  отвечает требованию необходимости.

 

 

 

 

 

Перечень объектов и средств организации учебной деятельности

младших школьников

 

Вид

образовательных ресурсов

Наименование объектов и средств

организации учебной

деятельности

Количество

Примечания

Образовательная область «Филология»

(обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, иностранный язык)

Средства ИКТ

Компьютер.

Д/Г

Обязательно – на рабочем месте учителя. Монитор жидкокристаллический. У учащихся ноутбуки.

Колонки.

Д/Г

 

Мультимедийный проектор.

Д

Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности.

Интерактивная доска.

Д

В кабинете 1 класса

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Д

 

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

К/Г

 

Перечень Интернет-сайтов.

Д

 

Интерактивные наглядные пособия.

Д

Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере.

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

К

Учебники  входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году.

Учебно-методическая литература  издана не позднее пяти лет от настоящего момента.

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

К

Хрестоматии.

Г

Энциклопедии.

Г

Словари.

Г

Художественная литература по программе.

Г

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, алфавит, набор букв, образцы письменных букв).

Д/Г

 

Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала.

Д

 

Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом..

Д/Г/К

 

Портреты поэтов и писателей.

Д

Комплекты.

Сборники дидактического материала, карточки для индивидуальной или групповой работы.

Г/К

 

Экранно-звуковые средства

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Д

 

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Д

 

Образовательная область «Математика»

Средства ИКТ

Компьютер.

Д/Г

Монитор жидкокристаллический.

Колонки.

Д/Г

 

Мультимедийный проектор.

Д

Установлен в соответствии с требованиями техники безопасности.

Интерактивная доска.

Д

По возможности – в каждый кабинет.

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Д

 

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

К/Г

Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся.

Перечень Интернет-сайтов.

Д

 

Интерактивные наглядные пособия.

Д

Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере.

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

К

Учебники  входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году.

Учебно-методическая литература  издана не позднее пяти лет от настоящего момента.

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

К

Хрестоматии.

Г

Энциклопедии.

Г

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Комплекты для счёта и действий с числами.

Д

Включают объекты, предназначенные для демонстрации и пересчёта чисел (размер объектов не менее 5 см), наглядные пособия для изучения чисел, числовая линейка с делениями от 0 до 100 и 1000 (длиной не менее 2 м), демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата (размером не менее 1 на 1 м), демонстрационная таблица умножения.

Модели математических фигур и тел.

Д

 

Приборы для измерения массы, длины, площади, скорости и объёма, времени.

Д/Г

Включают весы разных типов, линейки, палетку, секундомер, набор мерных кружек, рулетки, часы.

Инструменты для конструирования геометрических фигур.

Г/К

Включают линейки, циркули, транспортиры.

Латинский алфавит.

Д

 

Калькуляторы.

Г/К

 

Счёты.

Д/Г/К

 

Экранно-звуковые средства

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Д

 

Образовательная область «Человек, природа, общество»

(окружающий мир)

Средства ИКТ

Компьютер.

Д/Г

. Монитор жидкокристаллический.

Колонки.

Д/Г

 

Мультимедийный проектор.

Д

Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности.

Интерактивная доска.

Д

.

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Д

 

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

К/Г

Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся.

Перечень Интернет-сайтов.

Д

 

Интерактивные наглядные пособия.

Д

Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере.

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

К

Учебники  входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году.

Учебно-методическая литература издана не позднее пяти лет от настоящего момента.

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

К

Хрестоматии.

Г

Энциклопедии.

Г

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Таблицы природоведческого, исторического и обществоведческого содержания в соответствие с программой обучения.

Д

 

Плакаты по основным темам естествознания.

Д

 

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников писателей. Поэтов, композиторов и др.).

Д

Комплекты.

Географические  и исторические настенные карты.

Д

 

Гербарии.

Д/Г

 

Модели изучаемых объектов.

Д/Г

В том числе модель торса человека с внутренними органами, модели поверхности земли, модели светофора, муляжи фруктов, овощей и грибов и т.п.

Приборы для проведения опытов.

Д/Г

Включают весы разных видов, камертоны, наушники, фильтры, красители, микроскоп, лупу и т.п.

Приборы для наблюдения за погодой.

Д/Г

 

Компас.

Г/К

 

Глобус.

Д

 

Экранно-звуковые средства

Аудиозаписи в соответствии с программой  обучения.

Д

 

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Д

 

Образовательная область «Искусство и культура»

(изобразительное искусство и художественный труд, духовно-нравственная культура, музыка)

Средства ИКТ

Компьютер со звуковой картой.

Д/Г

. Монитор жидкокристаллический.

Колонки.

Д/Г

 

Мультимедийный проектор.

Д

Установлен в соответствии с требованиями техники безопасности.

Интерактивная доска.

Д

 

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Д

 

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

К/Г

Подбираются в соответствии с возможностями педагога и учащихся.

Перечень поисковых систем.

Д

Составляется педагогами, использующими данный ресурс.

Перечень Интернет-сайтов.

Д

 

Интерактивные наглядные пособия.

Д

Включают карты, схемы, таблицы, с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере.

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

К

Учебники  входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ к использованию в практике начальной школы в текущем учебном году.

Учебно-методическая литература  издана не позднее пяти лет от настоящего момента.

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

К

Хрестоматии.

Г

Энциклопедии.

Г

Сборники песен.

Г/К

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Портреты русских и зарубежных художников и композиторов.

Д

Комплекты.

Таблицы по народным промыслам, русскому искусству, декоративно-прикладному искусству.

Д

 

Музыкальный календарь.

Д

 

Схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека.

Д

В комплекте.

 

Музыкальные инструменты.

К

Фортепиано (баян).

 

Экранно-звуковые средства

Аудиозаписи в соответствии с программой  обучения.

Д

Антология западной музыки, антология отечественной музыки, антология русской классической музыки, антология русской народной фольклорной музыки.

 

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Д

Образовательная область «Здоровье. Физическая культура»

 

Энциклопедии.

Г

 

Словари.

Г

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Наборы для гимнастических упражнений.

К

Включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т.п.

Комплект навесного оборудования.

Д

Перекладина, мишени для метания, баскетбольные щиты.

Мячи.

Коврики.

Г/К

К

Набивной 1 кг и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные и футбольные.

Кегли.

Д

 

Обручи.

К

 

Оборудование для прыжков в высоту и длину.

Д

Мат гимнастический, планка для прыжков в высоту, стойка для прыжков  высоту, дорожка разметочная для прыжков в длину, рулетка измерительная,

Флажки.

Д

 

Оборудование для игры в волейбол.

Д

 

Лыжи.

К

 

Образовательная область «Технология»

(труд, информатика)

Средства ИКТ

Компьютер со звуковой картой.

Д/Г

. Монитор жидкокристаллический.

Компьютерные программы, обеспечивающие работу в курсах «Технология» и «Информатика».

Д

 

Колонки.

Д/Г

 

Мультимедийный проектор.

Д

Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности.

Интерактивная доска.

Д

 

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Д

 

Цифровые образовательные ресурсы

Диски с программами для создания неподвижных изображений и работы с ними, для создания мультипликации, ввода изображения в компьютер, сочетание их со звуком.

К/Г

 

 Мультимедийные диски с программами-редакторами для начальной школы.

К/Г

 

Перечень Интернет-сайтов.

Д

 

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

К

 

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

К

 

Энциклопедии.

Г

 

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Компьютеры.

К

Количество компьютеров  соответствует нормативу: не менее одного компьютер на 2 учеников.

Индивидуальные наборы для ручного труда.

К

Включают доски или клеёнки для работы с пластилином и природным материалом, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов.

Г/К

 

Таблицы в соответствии с основными разделами программы.

Д

 

Экранно-звуковые средства

Аудиозаписи в соответствии с программой  обучения.

Д

 

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Д

 

Д – для каждого ученика, Г/К –  на группы не более 5-6 человек